Конспект эксперимента в старшей группе
«Почему птицы летают?»
Цель: Учить детей решать проблемный вопрос в процессе исследовательской деятельности методом сравнений и обобщений; делать выводы, рассуждать; воспитывать любознательность и наблюдательность.
Материал: перо птицы, вата, пуговица, пластмассовые палочки - цельная и полая.
Проблемный вопрос: Что помогает птицам летать? Каким образом?
Гипотеза: Птицам помогают летать крылья.
Ход эксперимента:
- Ребята, скажите, что будет быстрее падать - кусочек ваты или пуговица. Почему? (пуговица тяжелее ваты).
Птица тоже тяжелее пуговицы, но может летать. Ей помогают крылья. Крыло обладает подъемной силой. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем над крылом. Но кроме этого у птицы есть еще приспособления для полета. Из чего состоят крылья? (кости, перья). Давайте рассмотрим перья (дети подбрасывают перышко и наблюдают, как оно падает). Дети дают характеристику перьям: они легкие. Почему? Для выяснения этого вопроса проводится следующий опыт: дети рассматривают две пластмассовые палочки: одна цельная, другая полая - сравнивают их, объясняют, почему одна из них легче другой? (потому что пустая внутри).
Так почему перо легкое? (Оно пустое). Давайте проверим эту гипотезу: разрежем стержень пера в районе очина. (Да, оно пустое).
Ребята, а кости у птицы тоже легкие, потому что они тоже пустые.
Дети делают вывод: Птице помогают летать крылья, перья и кости.
Подведение итогов исследования. Самоанализ деятельности каждого ребенка: - Что ты делал во время опыта? О чем ты догадался?
Литература:
Л. М. Граб. Творческое рассказывание: обучение детей 5 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2010. – 136 с.