Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Развитая личность должна обладать достаточно высоким уровнем речевой культуры: владеть умениями правильно выражать свои мысли, использовать достаточно обширный словарный запас, уметь правильно строить предложения, взаимодействовать в разговоре, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения.
Проблема формирования лексико-семантической стороны речи у детей и по сей день не утрачивает своей актуальности. Интегративные исследования расширяют представления об организации лексической семантики у детей, определяют потенции развития одного из кодов языка, как на уровне отдельного значения слова, так и на уровне всей семантической структуры слова в целом.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.